|← Старое
Новое →|
Съемки фильма Алексея Пивоварова
(с) drugoi (жж)
После начала Второй мировой войны Брест и расположенную в нем крепость обороняли поляки, отбивавшиеся от танков Гудериана. Было это в середине сентября 1939 г. Гарнизоном тогда руководил генерал Константин Плисовский — он умело организовал оборону крепости, и взять её легко немцам не удалось.
Три дня гарнизон отражал одну атаку немцев за другой. Погибла почти половина защитников крепости, когда Плисовский отдал приказ к отходу. В крепости остались добровольцы во главе с командиром маршевого батальона капитаном Вацлавом Радзишевским. Они прикрывали отход основных сил. На предложение немцев сдаться поляки ответили отказом и продолжали отчаянное сопротивление. Крепость обстреливали из тяжелых орудий.
22 сентября в Брест вошли советские войска — 29 танковая бригада РККА во главе с комбригом Кривошеиным. Вечером после артподготовки на штурм пошли красноармейцы. Защитники форта Граф Берг сумели подбить из единственной оставшейся у них пушки советский бронеавтомобиль и отбили три атаки. После этого попытки подавить сопротивление противника части комбрига Кривошеина предприняли 24 и 25 сентября — и снова неудачно. Поляки отказались сдаваться и продолжали отбивать атаки вплоть до ночи 27 сентября, когда в дело внось вступила тяжелая артиллерия.
Поляки приняли решение пробиваться из окружения, и Радзишевский отдал приказ оставшимся в живых уходить из крепости. Сам Радзишевский попытался добраться до своей семьи в Кобрин, но был арестован НКВД и пропал без вести. Части комбрига Кривошеина продолжили преследование частей генерала Плисовского, который позже попал в советский плен и был расстрелян в 1940 году в Харькове. Так закончилась первая история обороны Брестской крепости.
Про вторую историю обороны крепости известный тележурналист Алексей Пивоваров и режиссер Сергей Иванов снимают теперь свой новый документально-художественный фильм под названием «Брест. Крепостные герои».
22 сентября 1939 года Брестская крепость из польской стала советской. Немцы торжественно передали её частям комбрига Кривошеина.
К июню 1941 г. советский гарнизон Брестской крепости насчитывал около 8000 человек — это были стрелковые, артиллерийские части, подразделения пограничников, инженерный батальон и часть батальона войск НКВД. Эти части и приняли на себя первый удар немцев ранним утром 22-го июня 1941 г. По плану крепость должна была быть взята к двенадцати часам того же дня. Несмотря на тяжелые потери и превосходство противника в живой силе и технике организованное сопротивление защитников Брестской крепости продолжалось еще неделю — до 30-го июня, когда фашисты после непрерывного двухдневного штурма овладели штабом Цитадели и взяли в плен людей, которые командовали обороной — капитана Ивана Зубачева и полкового комиссара Ефима Фомина (он был выдан одним из пленных и немедленно расстрелян). После этого в крепости продолжалось сопротивление нескольких отдельных отрядов, не связанных друг с другом. Бойцы сражались до последнего патрона и погибали с оружием в руках. Очевидцы из числа местных жителей свидетельствовали, что стрельба в крепости была слышна еще в августе 1941-го.
О подвиге защитников крепости начали говорить только в конце 40-х годов. В 1951-м году известный художник-баталист Петр Кривоногов написал картину «Защитники Брестской крепости». Однако, достоверных сведений об обороне крепости почти не было, и это событие осталось бы в ряду других многочисленных эпизодов сражений первых дней войны, если бы к разработке этой темы не приступил писатель и историк Сергей Смирнов. Он разыскал свидетелей обороны, оставшихся в живых участников, собрал большое количество документальных материалов и в 1957 г. написал повесть «Брестская крепость», которая получила потом Ленинскую премию. С этого времени Брестская крепость стала одним из символов Отечественной войны 1941-45 гг.
Алексей Пивоваров собрал очень интересный материал для своего фильма. Я прочитал сценарий за один присест, трудно было оторваться. В тексте есть много уникального материала — свидетельства людей, которые обороняли крепость, рассказы об их непростых судьбах, о том, что пришлось перенести оставшимся в живых и попавшим в плен защитникам Брестской крепости.
в одном из кинопавильонов, расположенных на территории ЗИЛа, выстроены декорации крепостных сооружений, установлен большой кран с камерой, освещение. В тот день снимали большую сцену с массовкой и каскадерами — штыковую атаку «лоб в лоб» защитников крепости и немцев.
|
В съемках принимали участие т.н. «реконструкторы» — участники военно-исторических обществ и клубов. Это те самые ребята, которые осенью «воюют» под Бородино.
|
Пока шла подготовка к началу съемки, загримированные и одетые в форму реконструкторы устраивали свои «фотосессии», пользуясь моментом и декорациями фильма.
|
По идее режиссера «артисты» в фильме неподвижны, а двигается камера и ведущий. К этому времени все свои стендапы Алексей уже записал и осталась только одна эта большая сцена боя у крепости, которая отдаленно напоминает по сюжету ту самую картину Петра Кривоногова, о которой я написал выше. Нужно было выстроить сложную композицию из бойцов, над которой потом будет парить камера. В центре сцены — воронка от разорвавшегося снаряда, от которой в разные стороны разлетаются люди. Несколько каскадеров для этого подвесили на тросах — потом эти тросы замажут во время производства, добавят сюда спецэффектов, вроде летящих, как в «Матрице», следов от пуль.
|
Вот так делают подвеску каскадера и его винтовки. Самое трудное, добиться, чтобы человек висел неподвижно, не раскачивался.
|
Фильм снимают на модную теперь цифровую профессиональную кинокамеру RED ONE. Это такой серьезный аппарат с большими возможностями и перспективами.
|
Кто-то из «немцев» поранил палец, и ассистент оказывает ему первую помощь.
|
Как обычно, на рабочем мониторе отслеживают картинку с камеры. В белой майке на ближнем плане — главный оператор фильма Владимир Каптур. Тот, который снимал фильм про Ржев.
|
Общий план стороны красноармейцев. Бойца, который висит сверху, потом переоденут в более аутентичную форму — пробитую осколком и «окровавленную» гимнастерку. От него начнет свой полет камера на кране.
|
Расстановка на «немецкой» стороне.
|
Непростая задача у каскадера — провисеть вот так совершенно неподвижно несколько минут.
|
↑ Вернуться наверх
Полная версия правил