Жонглёр огнём по имени Луис освещает стены старого карьера. Туннели общей длиной более 180 км извиваются, словно змеи, под зданиями Парижа, но почти все они закрыты. Но это не мешает регулярно проводить тут вечеринки.
|
Свет прикасается к тьме. Ночь сгущается над городом, известным по всему миру своими огнями, которые забираются даже в огромный и немного опасный лабиринт.
|
Призрак оперы – рыба? Под зданием Гарнье – старого оперного театра – находится не только ветка метро, но и небольшой пруд. В 1860 году тут был вырыт котлован для фундамента оперы, который позднее был затоплено водой, в результате чего и образовалось озеро. Не понятно как, но тут завелась довольно крупная рыба, которую подкармливают сотрудники оперы.
|
Городской инспектор спускается в шахту для осмотра туннеля, который внезапно обвалился.
|
Посторонним вход воспрещён. Но для некоторых, как и для этого студента, подобные запреты лишь добавляют остроты ощущений от прикосновения к давно забытому прошлому столицы. Некоторые даже рисуют самодельные карты этих туннелей.
|
Обманчивая картина. За аккуратными башенками черепов, рёбер и берцовых костей в катакомбах Парижа скрываются целые свалки скелетов. В XVIII и XIX веках на затопленных старых кладбищах вода повымывала из земли скелеты и занесла их в заброшенные карьеры.
|
Черепа, лежащие на вершине надгробного камня – лишь некоторые следы шести миллионов «жителей» катакомб Парижа. Это так называемое Кладбище Невинных. Там, где сейчас располагается Ле Оль центра Парижа, несколько веков назад было кладбище. Примерно между 1786 и 1788 годами оно было очищено, а тысячи человеческих останков – сброшены в старый карьер. А затем сюда «переехали» скелеты и с других кладбищ. Некоторые из величайших светил Франции, включая Рабле и Робеспьера, скорее всего, покоятся где-то в этой гигантской груде костей.
|
Столбы Парижа. Городской инспектор Хавьер Дутхил проверяет на прочность столб из сырого известняка, построенный рабочими карьера в начале 1800-х годов. Если эта колонна рухнет сегодня, то обвалится не только потолок шахты.
|
В 1710 году рабочие, которые копали гробницы под Нотр-Дам де Пари, обнаружили другие колонны, возведённые семнадцатью веками раннее лодочниками галло-римской Лютеции. Теперь эта находка выставлена в музее Клюни. Это первое свидетельство об именах галльских богов, таких как Цернуннос, изображённый на фотографии. По предположениям учёных, его рога символизируют мужскую фертильность. «Это напоминает Розеттский камень», – говорит куратор музея Изабель Бардье-Фронти.
|
Искры летят во все стороны от жонглёра огнём, демонстрирующего своё мастерство перед Нотр-Дам де Пари на острове Ситэ. Когда-то в XII веке известняк для строительства собора был добыт в карьерах на левом берегу.
«История карьеров – это история города», – говорит археолог Марк Вирэ.
|
По дороге вниз. Многие парижане ежедневно спускаются в катакомбы, пользуясь услугами метрополитена. Ведь такие станции, как например, станция Ламарк-Куленкур, построены в одном из туннелей. Туристы, которым хочется заглянуть поглубже, могут купить билет на пешеходную экскурсию, включающую остановку на «станции-призраке».
|
Подземный Париж. Жаркие ритмы субботнего вечера заполняют арочную пещеру Ше Георгэ в Сан-Жерман-де-Пре. Из-за недостаточного пространства, ограничивающего число возможных посетителей, многие клубы отстраивают подземные этажи, запуская людей в помещения, которые раньше использовались для хранения вина.
|
Под камнями. А это вечеринка была заранее забронирована. Художник Михаэль Шевро (с фонарём на лбу) и писатель Джек Манини (следующий справа) подписывают копии своей общей работы «Зелёный дьявол». Иллюстрированный роман посвящён временам фашистской оккупации Парижа и сочетает в себе как исторические факты – участники движения Сопротивления скрывались в туннелях, так и народные сказания о зелёном дьяволе, обитающем в подземелье.
|
Три неотъемлемых атрибута парижских катакомб: живопись, пиво и грибы – все они представлены в подземной комнате, названной Ле Селье или «хранилище». До 1968 года тут хранили пиво. А после того, как вначале XIX века тут перестали добывать известняк, парижские пивовары расширили свои кладовые за счёт прохладных подземелий. Точно также тут разрослись и грибы. Не думайте, речь идёт не о знаменитых парижских шампиньонах, а об обычной плесени.
|
В заброшенном карьерном тоннеле под Парижем раздаётся слабый гул поездов метро, исходящий откуда-то сверху. Художник, известный как Лон, наносит последние штрихи на свой шедевр – фрески на основе творения швейцарского художника Арнольда Бёклина «Остров мёртвых». Вход посторонних в катакомбы считается незаконным, вот почему такие, как Лон, предпочитают псевдонимы. У него ушло более года, чтобы завершить картину. По собственным подсчётам,художник провёл в катакомбах в общей сложности 2500 часа.
|
Пляж. В песчаной комнате, известной как «пляж», на стене изображена неоднократно восстанавливаемая незаконно проникшими в катакомбы картина в стиле японского мастера гравюр Хокусаи. Такая работа может потребовать сотни часов. Причём речь идёт не только о самом рисовании, но и о доставке необходимых материалов к месту назначения.
|
Портал. Солнечный свет с бульвара, расположенного наверху, падает на спасателей,отрабатывающих приёмы спасения на воде. Сооружение канала Сен-Мартин было проведено по приказу Наполеона в 1802 году. Канал вытекает из Сены под тем местом, где когда-то стояла Бастилия, и выходит к северной окраине Парижа.
|
Бонжур всему этому. Нелегальные посетители катакомб Йопи и Доминик выходят на свет божий через заброшенный железнодорожный туннель после погружения с аквалангами в затопленном карьере. Как и многим любителям прогуляться по подземелью, их влечёт сюда свобода катакомб. «На поверхности тут слишком много правил», – говорит Йопи. «Тут мы делаем, что хотим. А где ещё это возможно?», – добавляет Доминик.
|
Полная версия правил