|← Старое
Новое →|
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Пересказывать сказку нет смысла, потому что ее все наизусть знают, причем с самого раннего детства… Итак, на фоне постоянно присутствующей смерти, в сказке все время решается вопрос отношений мужчины и женщины… Более чем в других сказках Пушкина. Даже само название мертвая царевна и семь богатырей… Этим почти все проблемы очерчены…
Но, сначала появляется молодая (? это не очевидно) беременная царица сидящая у окна всю зиму (с апреля по Новый год), глядящая на поле и на дорогу… И ждущая царя, который просто смылся ото всяких забот до поры до времени… А может, он и дома был, но не хотел лишний раз появляться… Кто же его знает, что делать с женой, да тем более беременной? А может, он по девкам или по гулькам ударился? Все может быть… “От нас все это церковь утаила” или цензура. Но самое главное, что сидячий образ жизни, переживания по поводу отсутствия мужа-разгильдяя, безответственно бросившего свое царство на произвол судьбы… Мало ли может накрутить себя женщина, когда такие глобальные перестройки всего организма, связанные с вынашиванием плода. Но результат на лицо. Еще пара ударов: сами роды, и возвращение этого блудного мужа-царя — и летальный исход… И девочка, пол суток жившая с матерью… Да, у нее будет кормилица, но у нее никогда не будет родной матери… А это чуть ли не самое основное в этой сказке — царевна как огня боится замужества, боится секса. В этом и есть разгадка всей этой сказки. Иначе нестыковки такие, что вообще не понимаешь, зачем писалась эта страшилка. Но как хорошо написано!.. Что до сих пор, почти двести лет, все зачитываются и восхищаются.
А вообще, эта сказка про женщин (девушек) и для женщин (девушек). Причем все так классно и в таком маленьком объеме написано… И так вкладывается в сознание… а тем более в подсознание.
В сказке четыре героини: царица первая, царица вторая (мачеха), царевна и Чернавка.
Самая однозначная, самая неестественная и самая невозможная в жизни — роль первой царицы (матери царевны). Почему? Она не знает, что ей делать. Хотя ее учили с детства, что ей нужно выскочить замуж и родить ребенка-двух-трех-четырех… Пока сил хватит… И все. В этом предназначение женщины — быть самкой, которая беременеет через два месяца после родов, и снова… и снова… Пока, что-нибудь не откажет. То есть, ей нужно, после небольшого отдыха (два месяца — см. Левит и т.д.) получить чуть-чуть секса и снова высиживать… как наседке… Вынашивать.
Но она царица… ей даже готовить не надо, убирать не надо, двигаться не надо… Поэтому она получила все и… все… А то, что она из себя кроме животворящего чрева не представляет, так это уж — так получилось. Домашний очаг держится на женщине… А она его, мужа своего законного, выгнала в путь-дорогу… Лишь бы его дома не было. Соответственно, и результат налицо.
Итак, родив на свет сиротку, она может спокойно помирать. А маленькая девочка, под присмотром мамок и нянек растет. Появление мачехи в доме не скрашивает ее жизни. Кому нужна эта сирота, тем более, что неизвестно даже есть ли дети у новой царицы. Но речь пока не о ней. Итак, выросла царевна писанной красавицей… Ни в сказке сказать, ни пером описать. То есть все есть для того, чтобы выгодно продаться, даже приданное, достойное принца или королевича… Но хочет ли она этого? НЕТ!!! Она этого как огня боится, она знает, что случилось с ее матерью, она думает, что и нею будет то же самое… И если умирать все равно придется, и этого не избежать никак, то отношений с мужчинами — боль, беременность — боль, роды — боль… А потом еще и смерть — снова боль. Она бежит от этого. Другого она даже не представляет, что может еще быть в ее жизни.
Поэтому она бежит с Чернавкой перед самым девичником в лес… Скорее всего договорившись с нею. Но, возможно, цели у них совпали. И Чернавки, и царевны. Только когда они не находят укрытия, в котором обещала ее спрятать Чернавка, она вдруг понимает, что возможно с нею что-то сделают. Возможно, она и хотела смерти, взамен свадьбы, но потом испугалась. И попросилась остаться одной. Положившись на Божью волю. Если попадется в лапы зверю, то все равно кранты, а если удастся сбежать… То может и все нормально будет… Только что будет? она не знает пока, да и знать не хочет. Рано еще.
Но выбравшись из леса, она попадает из огня да в полымя. Убежав от одного — она попадает к семерым сразу. С ними она тоже уговорилась, сошедшись на том, что из дома ей пришлось сбежать от злой мачехи. И она просто хочет дождаться, и с той должно что-то случиться, а когда она сама будет царицей… Она тогда сможет сама устанавливать правила… Как она этого хотела добиться, я не знаю… Но осталась жить у семи богатырей. Я не верю, что уговора не было. Разве можно было живя в том царстве, где у царя пропала дочь, тем более находясь на службе у него, не доложить и не доставить ее во дворец. А они сразу узнали в ней царевну… По крайней мере, можно было бы стать героями, спасителями и т.д. По крайней мере, выполнить свой долг.
И так они и живут некоторое время. Но они же не железные… Это ей не хочется, она боится, а им-то каково. Только одна строчка:
“Взять тебя мы все бы рады”
То есть все бы ее хотели, и все хотят, “но нельзя”. И ставят ее перед выбором: выбирай хоть кого. Остальные облизнутся, но не обидятся… А она не хочет:
“…Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей”.
Врет же. Именно от него она убежала, именно про него она и не вспоминала, пока жила тут. Но она говорит ту фразу, которая и решает исход всего дела и расставляет все на свои места: “Коли лгу, пусть Бог велит \\ не сойти живой мне с места”. Что заказывали, то и получили, но не сразу же все делается. Небеса не разверзлись и молния не поразила ее, но царица нашла в очередной раз зеркальце, то обозначило местопребывание царевны, и пришлось Чернавке снова решать за своих госпожей их задачи, да так, чтобы ее потом не приговорили, не мучили рогаткой, не вздергивали на дыбе. Так убить, чтобы живой осталась, так выполнить, чтобы другой дуре первая не мешала. Да и самой не замараться.
Чернавка, единственная грамотная, сообразительная героиня в этой сказке, которая заслуживает уважения. Она все выполняет, но правильно, не мараясь сама, и так, что всем хорошо. Ведь не она погибает, ведь ее даже не наказывают, а может, даже и наградят, хотя необязательно. Ей была обещана награда в том случае, если царевна станет царицей. А этого не может произойти никогда. Потому что она не могла ею стать в принципе. Она могла стать только королевой… И то неизвестно когда. Тем более, был еще один фактор ее нежелания выходить замуж за королевича Елисея: Ей необходимо было поменять веру. С православной на католическую, или тем более на протестантскую. А это довольно сложно. У нас только немецкие принцессы могли свободно менять веру. У русских смена православия (которое единственно правильно славит Бога) на что-либо давалось очень с трудом.
Значит Чернавка была минимум ведьмой (от слова ведать) или чародейкой, а может, просто очень грамотной. Но она дала ей такое яблоко, с таким ядом, что царевна не умерла, а впала в летаргический сон (как в “Ромео и Джульетте” сама Джульетта). Чтобы потом, как только придет время, или сменятся условия, царевна смогла бы проснуться. Кто за этим проследит? кто-нибудь. Но если в Спящей красавице фея снимает смерть и заменяет ее на сон. И у нее только на это ее магических сил хватает, то у Чернавки значит такая же сила, или столько же умений… Как у той феи. Итак, она приносит это яблоко царевне.
Царевна знает, что там. Там ее смерть. Довольно легкая и безболезненная. Поэтому она и хочет его, поэтому оно и манит ее. Поэтому она не выдерживает и, чтобы не передумать, заканчивает жизнь самоубийством. Один только пес Соколко против этого всеобщего сговора. Именно он один и страдает.
Таким образом царевна получает то, что просила у Бога — смерть, легкую и безболезненную, таким образом она отделывается от притязаний семерых богатырей и королевича Елисея. “Не досталась никому \\ Только гробу одному”. А то, что она не умерла, так об этом тоже ясно сказано в сказке. Три дня она лежала, как живая, только не дышала… Да и потом… в своем хрустальном гробе на шести столбах…
И только пережив эту символическую смерть, она сменила основание, по которому не могла выйти замуж. Ей оказалось плохо там, за гранью смерти. И именно потому, что там ничего нет… Ни рая, ни ада… Пустота. Отсутствие времени и пространства. Поэтому она выбирает жизнь…
Правда какую? Не знаю. В сказке не написано, а за нее придумывать не хочу.
Можно правда рассмотреть варианты:
Их пока два: судьба ее матери — роль самки, то есть матери, животворящего чрева…
И вторая, которая ничем не лучше первой — судьба ее мачехи…
Вот теперь пришла очередь и к ней вернуться.
Во-первых, молодая, высокая, красивая… Но сразу царица… Сразу над всеми… Выше всех… Муж. Царь. Да, его надо беречь, за ним надо следить, чтобы он никуда не делся, чтобы войны не развязывал серьезные, чтобы не заводил себе девок-фавориток… Мало ли. И вот она уже — стерва. Которая в каждой видит свою соперницу, и в каждом видит желанное, но недостижимое. Опуститься до “какого-нибудь там” она не может, царь он ей тоже уже надоел… Вот и получается, что от всех таких делов крыша начинает ехать. Тут не только зеркальце заговорит человеческим голосом, но и золотые рыбки начнут попадаться. Царица-мачеха и старуха из сказки о рыбаке и рыбке — это один типаж, одна сучность. С огромными запросами… и с очень ограниченным умишком. Потому что хотят только того, что им принесет наибольший вред. Поэтому и старуха осталась ни с чем, и царица умерла, отравившись собственной злобой и желчью.
Хорошо, что сказка заканчивается ничем — свадьбой. То есть у нее есть выбор: быть матерью или быть стервой. И хорошо, что Пушкин не дает этого решения.
Да, кроме того, в сказке есть еще немного о персонажах мужского пола.
Их вообще 9, но семерых можно считать за одного. Тем более, там только один и говорит, а остальные в толпе…
Самый мерзкий мужской персонаж — царь. Остальные не лучше, но их хоть понять можно. А этого…
И вообще, царь непутевый, в принципе… Появляется в сказке пять раз: заделал ребенка и уезжает, приезжает как все закончилось, женится, в очередной раз в силу своей греховности, сватает за семь городов и сто сорок теремов дочку, и тужит… Все… его не интересует судьба пропавшей дочери, скорее всего, кто-то ему ляпнул, типа какая разница, не пропала бы сегодня, завтра все равно бы увезли навсегда. А может он тужит, что на свадьбе не погулял. Но его не было на свадьбе… Царь никакой. От первой жены сбежал, при второй и не появлялся… Не говоря о том, чтобы действовать хоть как-то, объявить всесоюзный розыск, прочесать близлежащий лес. Она же жила не дальше чем в пол-дне пешего хода. Вообще, при такой царице только такой царь и нужен — недодельный и недоделанный. Про него не хочу писать. Читай про старика из Сказки о рыбаке и рыбке.
Королевич Елисей. Тут случай посложнее. У него из-под венца убежала невеста. Это говорит о том, что его мужскому достоинству нанесен сильнейший и возможно непоправимый удар. Поэтому, он собирает дружину и едет ее искать… Ищет и плачет… Плачет и дальше едет… Плачет не о ней, а о себе… Ведь никто даже помочь ему не хочет… Не знаю когда, но вроде бы они виделись… Но если и виделись, то только очень мало. Одно упоминание об этом, что ему еще раз хочется увидеть царевну, и только когда он узнает, что она уже мертва. Это хорошо. Не надо обидчиков наказывать, не надо за измену убивать свою еще будущую жену. Вообще, он, по-моему, только для этого ее искал. Потому что ее отец плюнул на нее, мачеха вообще зуб точила… А честь надо было спасать любым путем. Так что начиналась их совместная жизнь прекрасно. Позавидуешь. Интересно, что он понапридумывал за то время, когда ее искал?
Ну и семь богатырей. Они или на службе, либо разбойники. Что по большому счету мало чем одно от другого отличается. Какая разница как и кого убивать? Врагов или граждан? Главное, они от этого получают удовольствие. Ратный труд всегда был выгоден государству и царю. Также, как и разбойники. Ведь если бы не было разбойников, с кем бы тогда бороться? Как оправдать расходы из казны, чтобы получить доходы от народа.
Но похоже здесь они все же на службе. Но служба у них не понятная, служат они своей только прихоти, молодецкому разбою… Поэтому, я конечно понимаю, что не хотелось царевне выходить замуж хоть и за доброго, но профессионального убийцу. Но из-за того, что они все же православные, и не хотели уступать друг другу, а вместе ее использовать не могли… то так и получилось, что по отношению к ней они получились как бы порядочные. Но все хотели, и все потом жалели, что так и не попробовали ее ни разу.
Итак, положительных героев в сказке нет. Примеры все отрицательные. Сказать что Чернавка положительная не решусь. Никто не поймет. Она слишком подчинена властьимущим, поэтому даже ее немереные знания идут ей во вред. Она сама чуть под карательную машину не угодила. Нельзя столь усердствовать. И все же самый близкий герой к необходимому — это Чернавка. Грамотная служанка, почти, как и Балда. Но жизнь у них тяжелая, поэтому иногда приходится делать то, что никогда бы не сделал… На грани фола. На грани жизни и смерти. И в конце-концов можно оказаться как раз тем стрелочником, который и будет за все отвечать.
Единственный персонаж, который не делает ошибок — это первая царица-мать. Она вообще ничего не делает, но в этом она и ошибается, именно этим она и заслуживает свою смерть. Самой первой, и самой неестественной… От счастья…
↑ Вернуться наверх
Полная версия правил