Скорость жизни человека и скорость эволюции видов животных и растений совершенно не совпадает. Чтобы увидеть вечное, надо для начала научиться следить за движением часовой стрелки или за тем, как растет трава.
И тогда мы поймем, что кроме обезьяны и человека на планете есть существа, чьей эволюции без специальной подсказки мы и не замечали.
1. Слоны эволюционируют, теряя бивни и привлекательность для браконьеров
На слонов издавна охотились ради малой части их гигантских туш — слоновой кости, т.е. бивней. Убьют охотники слона, бивни отрубят, а труп оставляют мухам и гиенам. В 1989 году во всем мире была навсегда запрещена торговля слоновой костью. К тому времени в Африке осталось не больше миллиона диких слонов. Но табу на торговлю бивнями попросту загнало живодерскую отрасль в тень, посему слонов убивать не перестали. Ежегодно популяция гигантов в дикой природе сокращается на 7,5%. И сегодня их насчитывается уже меньше полумиллиона. И всё из-за браконьеров.
Люди доброй воли не смогли помочь слонам выжить, поэтому хоботные решили справиться с проблемой самостоятельно — путем естественного отбора. Чтобы не выглядеть жертвой в глазах алчного охотника, слоны все чаще рождаются без бивней. Численность «непривлекательных» слонов за последние годы увеличилась с 2 до 5%. А в одном из африканских заповедников 38% слонов разгуливают на свободе без своего грозного оружия, такими родились они.
|
В процессе естественного отбора самки слонов стали предпочитать тех самцов, у которых нет бивней. Рожденные с бивнями рискуют не дорасти до брачного возраста и поймать пулю.
|
Бивни слонам очень нужны. Чтобы рыть землю и сражаться с неприятельски настроенными собратьями. Но природа решила, что лишиться этого важного инструмента — лучше, чем жить в постоянном страхе за жизнь свою и своих родственников.
|
2. Российские собаки учатся ездить на метро
Сегодня в Москве, и то по заниженным данным, проживают 35 тысяч бродячих собак. Их расплодилось так много после распада Советского Союза, когда система отлова диких синантропных животных приказала этим животным долго жить. За несколько поколений жизни в каменных джунглях, среди людей и техники, эти собаки стали весьма умны, гораздо сообразительнее и хитрее, чем их домашние собратья. По разным причинам до детородного возраста доживают лишь 3% щенков. Кого-то убивают, кого-то съедают. Выживают только самые сметливые, идеально приспособленные к жизни в мегаполисе, со всеми его сомнительными прелестями вроде метрополитена.
|
Сотни собак поселились на станциях метро, и научились путешествовать от станции к станции. Их жизнь протекает под землей, они знают, в какую смену и на какой станции работает бабка, которая их подкармливает. День за днем они ждут своих поездов, забираются в вагоны, засыпают и пробуждаются на нужных станциях. В этом собакам помогает нюх — каждая станция пахнет по-своему.
|
И это еще не всё. Стаи диких собак организовали процесс попрошайничества по научному — самых маленьких и умильного вида собачек вожаки отправляют клянчить пищу, большие занимаются отгоном чужаков и разбоем, нападая на слабосильных бомжей, которые нашли какую-то пищу на помойке, предназначенной для столичных собак.
|
3. Рыбка из реки Гудзон приобрела иммунитет к токсичным отходам
С 1947 по 1976 год река Гудзон в Северной Америке считалась самой грязной на материке. Из-за миллионов фунтов асбестола, спущенного в воду Гудзона компанией «Дженерал Электрик». Вот как это было:
|
У животных, обитавших в Гудзоне, было два выхода — или вымереть или мутировать в каких-нибудь «нинзя-черепашек». Второй вариант предпочел местный вид тресковых рыб, атлантический томкод.
|
За 20-50 поколений томкод сделал с собой то, на что нормальные рыбы затрачивают тысячи лет. Патриот Гудзон-реки эволюционировал и приобрел иммунитет к яду, растворенному в волнах отечества. За счет того, что лишился генов, чувствительных к подобным токсинам. То есть, рыбка спасла свою ДНК от дальнейших мутаций. И, разумеется, почувствовала себя в грязном Гудзоне хозяйкой. На радость рыбакам — тем из них, кто не боится мутантов. Ведь томкод, говорят, добыча вкусная.
Некоторые любят, глядя на птиц, даже на помойных голубей, говорить: вот они, динозавры. Намекая на древность класса пернатых. Да и на крокодилов (бревно бревном, в зоопарке) почитатели палеонтологии смотрят с восхищенным уважением — вот они, мол, старейшие жители Земли. Дескать, у рептилий все в прошлом, а то нынешнее, что осталось, надо беречь.
А между тем и пресмыкающиеся в наше время продолжают активно эволюционировать.
|
4. Ящерицы эволюционируют в танцоров
Знакомьтесь, это сцелопорус — заборная игуана:
|
Миллионы лет эти спокойные ящерки жили себе, не тужили в Северной Америке, до тех пор, пока в среде их обитания 70 лет назад не появились т.н. огненные муравьи. У агрессивных насекомых на новом месте не обнаружилось естественных врагов. Хуже того, этих вредителей никакая химия не берет. 12 огненных муравьев, нападая четко и слаженно, запросто и за минуту убивали своими ядовитыми укусами заборную игуану на еду. Обгладывая до косточек.
|
Чтобы спасти свой вид от вымирания под жалами букашек, заборные игуаны отрастили длинные задние лапы, на которых они могут... танцевать, сбрасывая назойливых мурашей с тела на землю. Муравьи не успевают впрыснуть яд в мягкие ткани ящерицы, а сама она успевает смыться.
Танцевальные таланты передаются от старых игуан малышам. Юным ящерицам страшны любые муравьи, не только огненные, поэтому они чуть ли не с рождения предаются рептильному брейк-дансу. И помогает...
|
5. Еще одни ящерицы из хищников превращаются в травоядных
Да, и среди гадов ныне встречаются убежденные веганы. Забавная эволюционная история приключилась с итальянской руинной ящерицей, вот с такой:
|
В 1971 году зоологи из Италии решили поселить руинную ящерицу в новом для нее месте — на одном из хорватских островов Адриатики. Десять экземпляров твари высадили на неизведанную сушу. Естественных врагов у руинной ящерицы в Хорватии не нашлось, люди на рептилий внимания не обращали. Местным хвостатым конкурентам пришлось потесниться и вымереть — гости из Италии их попросту выели начисто. И стали «думать», как жить дальше — то бишь, что теперь им кушать в замкнутом биотопе гостеприимного острова.
Вернуться на остров биологи смогли только в 2004 году, по завершению югославских войн. И они обнаружили, что потомки руинных ящериц значительно отличаются от тех, кого подселяли в местную зоосферу. Митохондриальная ДНК осталась прежней, но у ящериц удлинились туловища и хвосты, укоротились лапы и вообще они стали более вальяжными, к тому же разучились обороняться от атак «условных противников». Руинные ящерицы расслабились и... переключились на растительную пищу.
|
Пищеварительная система прежних хищников перестроилась. У них в районе желудка сформировались специальные мышцы cecal valves, которые замедляют процесс переваривания листьев и травы — иначе такая еда, почти полностью состоящая из клетчатки, попросту бы не усвоилась в плотоядном желудочно-кишечном тракте. Кроме того, у ящериц увеличились размеры челюстей для более активного питания и более эффективных боев за территорию. Травы-то на всех может и не хватить.
|
Ученые полагают, что если на Земле не станет нефти, то человек эволюционирует подобно итальянским ящеркам и в его заднице вырастут мускулы, перерабатывающие попкорн в горючее для заправки автомобиле
|
6. Ночные бабочки сменили масть из-за загрязнения среды обитания
Березовые пяденицы, скромные городские вредители берез и тополей, являют собой классический пример так называмого индустриального меланизма. До середины 19 столетия все собранные учеными образцы пяденицы имели окраску любимых деревьев — бело-серую. Чтобы птицы не трогали бабочек, когда они днем спят на стволах.
|
Наступила промышленная революция и, коль скоро все производства работали на каменном и буром угле, города стали покрываться слоем черной угольной пыли. Деревья в том числе. Вот городским пяденицам и пришлось сменить покровительственную окраску, дабы спокойно дневать на пыльных, закопченных деревьях и стенах домов.
|
За каких-то 50 лет 98% английских березовых пядениц стали черными. В Америке и континентальной Европе с этими бабочками произошло то же самое. И лишь в сельских районах цвет насекомым менять не пришлось. Теперь пестрые пяденицы обзывают черных «зажравшимися», а те их в ответ — «колхозным быдлом».
|
7. Как полярный мишка с бурым подружился и что из этого вышло
А вышел из этого новый вид медведя — гролар (от слов «гризли» и «полярный»).
|
Шляясь в поисках пищи и незагрязненных мест субарктики, полярный медведь наткнулся на гризли. Драться не стали, но полюбили друг дружку. ДНК зверей позволяет им спариваться и давать крепкое жизнеспособное потомство, от рождения привычное к глобальному потеплению.
|
Гролар — гибрид жуткий. От белого полярного предка он унаследовал агрессивные замашки хищника. В то время как 80% рациона бурого гризли составляет растительная пища, гролар на ягоды не разменивается и кушает исключительно зверушек и рыб. Характерное охотничье поведение проявляется уже в раннем детстве — гибридные медвежата затаптывают свои игрушки, так же, как взрослые белые медведи топчут попавших под холодную горячую лапу тюленей.
Гролары сильнее белых мишек и, в принципе, способны их истребить в борьбе за место на вершине пищевой пирамиды. Вот и новая задачка для ученых созрела — что делать с этой треклятой эволюцией в эпоху глобального потепления.
|
Бонус: деэволюция человека
Без комментариев, и так все ясно нам с нами
|
Полная версия правил