Художник Пьеро Мандзони, без сомнения, своей «работой» показал всю тупую суть современного искусства, предназначение которого – бить по мозгам, шокировать, и не более того. Конечно, есть и достойные представители сегодняшней эпохи, которые вкладывают в созидание не бредовые идеи, а умение, мастерство, философию и прочие достойные составляющие действительно высокого искусства.
|
Об идее Пьеро говорил так: «если коллекционеры хотят получить что-то, во что художник действительно вложил всего себя, то пускай они получают говно – оно на 100% его, личное». Что собственно он и сделал – закатал в консервные банки свои фекалии, написал на этикетках четырьмя языками «Merda d’Artista» («Дерьмо художника», итал.) и продал… по цене золота. Каждая баночка вмещала по 30 грамм драгоценного материала и стоила недешево – в 2000 году галерея «Тейт» приобрела баночку №4 (всего их было 90 штук) за 22300 фунтов, а в 2007 аукцион «Сотбис» пустил с молотка еще одно произведение за 124 000 евро. Растет в цене дерьмо, дорожает современное искусство.
Однако в том же 2007 один из соратников Мандзони — Агостино Боналуми, раскололся и поведал, что Пьеро наложил в банки не продукцию пищеварительного тракта, а обычный гипс. В ответ представитель галереи «Тейт» выразил мнение, что ему по барабану, что там внутри, главное – художник сумел удивить, заинтриговать, заставить зрителя гадать и сомневаться, а вместе с тем раскупить все 90 банок «неизвестно-чего-под-провокационной-этикеткой». Действительно, уметь надо. Впрочем, чего еще ждать от галереи, которая отвалила пару десятков тысяч за 30 граммов грандиозного творения, которое на поверку может оказаться простой обманкой, ну не сознаются же они в самом деле, что продешевили.
|
Тогда, в далеком 1961, когда «кое-что» расфасовывалось по консервам, Пьеро выразил надежду, что банки взорвутся прямо в витринах коллекционеров, распространяя итальянские ароматы по всему помещению. Говорят, так оно и случилось – по крайней мере с половины экземпляров слетели крышки, но владельцы тщательно скрывают, что открылось их глазам. Непонятно правда, почему банки взорвались, ведь, как известно, консервы распирает от наличия внутри процесса брожения, который сопровождается выделением большого количества газа — он собственно и создает давление, разрывающее металл. Но если внутри гипс, то какое нафиг брожение? Словом, содержание банок на сегодня остается загадкой, разгадать которую можно только вскрыв хотя бы одну, на что наверное никто не пойдет – срывать занавес таинственности коммерчески невыгодно.
В письме к другу незадолго до своей смерти художник писал: «Если коллекционеры действительно хотят получить нечто, имеющее самое непосредственное отношение к интимной жизни художника, то, во что он действительно вложил свою личность, пусть берут собственное дерьмо художника. Оно действительно его, личное».
|
Полная версия правил