Мало кто знает о том, какие удивительные и прекрасные пейзажи можно встретить в дождевых лесах Новой Гвинеи. Порой кажется, что здесь поработал ландшафтный дизайнер, а ведь на самом деле так оно и есть, только вот дизайнер этот не совсем обычный.
|
Первые же европейские экспедиции обнаружили под его кишащей москитами сенью помимо прочего странные шалашики примерно метровой высоты с аккуратными кучками подношений перед ними, сортированными по цвету и размеру: раковинами, мертвые цикадами, цветами, ягодами, грибами, камнями, костями, птичьими перьями, обрывками змеиных шкур и другими странными вещами:
|
Предполагалось разное, например, что это дело рук каких-то неизвестных науке пигмеев или места отправления племенами каннибалов таинственных обрядов. Капитан Стокс, одним из первых исследовавший внутренние области Австралии, считал, что эти шалаши строят для развлечения своих детей туземные женщины. А тогдашний губернатор сэр Джордж Грэй был автором гипотезы, что шалаши — дело рук кенгуру, видимо, полагая, что эти странные животные на всё способны. Его можно понять, новогвинейские древесные кенгуру - это отдельная песня:
|
Некоторые папуасы считают их воплощением духов своих предков и относятся с большим почтением.
|
Но вернемся к шалашам. Мы-то знаем, что эти сооружения - дело рук маленьких птичек семейства шалашниковых - близких родичей райских птиц, которые, в свою очередь, являются роднёй обычным нашим воронам.
Шалашник МакГрегора Amblyornis macgregoriae
|
Бурый садовник Amblyornis inornatus рядом со своей постройкой
|
Бурый садовник Amblyornis inornatus рядом со своей постройкой
|
А эта птичка исходит из минимализма - огромное количество желудей и чуть-чуть оранжевых фруктов
|
Гнёзда шалашников - самые обычные, характерные для воробиных плетеные "корзиночки" где-нибудь среди ветвей, и строит их, насиживает кладку и выкармливает птенцов одна самка - самец в воспитании потомства никакого участия не принимает, а после спаривания забывает о подруге и остается у своего шалашика ждать следующую привлеченную его искусством пассию.
Самка бурого садовника на гнезде
|
Искусством без кавычек - единой схемы украшения шалаша даже внутри одной популяции не существует, набор, количество и расположение предметов каждый самец выбирает сам, исходя из своего эстетического чувства - тоже без кавычек, бо и наше с вами эстетическое чувство - не более, чем способность субъективно оценить вид или звучание чего либо отвлеченного по принципу "нравится-не нравится", тут принципиальной разницы между нами и птичками нет.
|
Желуди, черные грибы и цветы пандануса
|
"Если бы мы сумели взять у самца атласного шалашника интервью для журнала «Артфорум», - шутит эволюционный психолог Джеффри Миллер в книге “The mating mind”, - Oн мог бы сказать примерно следующее: «Я нахожу совершенно необъяснимым это непреодолимое влечение к самовыражению, к игре с цветом и формой только ради них самих. Я не помню, когда впервые ощутил в себе неудержимое желание создавать насыщенные цветовые поля в рамках монументального, но при этом минималистского антуража, но когда я отдаюсь этой страсти, я ясно ощущаю свою связь с чем-то, находящимся вне меня. Когда я вижу красивую орхидею высоко на дереве, я чувствую, что просто обязан ее заполучить. Когда я вижу, что какая-нибудь ракушка в моем творении сдвинута с места, я должен положить ее обратно. Райские птицы могут отращивать красивые перья, но для этого не нужно обладать эстетическим чувством — только грубым инстинктом тела. То, что самки иногда приближаются ко входу в мою галерею и восхищаются моей работой, — лишь счастливая случайность, и было бы оскорбительно думать, что я творю, чтобы размножаться»". Если интервьюируемая звезда и лукавит, то самую малость - инстинкт строительства в шалашниках настолько силен, что даже в неволе в одиночестве самцы по мере возможностей пытаются строить свои дворцы.
|
Украшение площадки перед башней - искусство, основы а затем и тонкости которого самцы постигают годами. Создать шедевр, вид которого может заставить самку вот прямо тут на месте без разговоров отдаться творцу, они становятся способны в среднем на десятом году своей жизни, после множества неумелых попыток. Молодняк практически не имеет шансов в конкурентной борьбе с маститыми декораторами. Есть мнение, что птицы учатся, подглядывая за самыми успешными своими коллегами. В смысле, в том, что птицы способны к обучению, сомнений нет - вспомните опять же говорящих ворон, а вот что они учатся, именно подглядывая - полагают, поскольку среди шалашников одного района бывает распространен единый стиль построек и украшений, который может заметно отличаться от художественных вкусов, утвердившихся в других поселениях того же самого вида.
|
Помимо подглядывания, шалашники могут подворовывать материалы у соседей, а также попросту, без воровства, вандалить арт-объекты конкурента, чьи дизайнерские навыки, на их взгляд, намного превосходят их собственные - птичкам не чужда зависть. Так что в первейшие обязанности успешного художника входит не только создание шедевра, но и его охрана от воров и завистников, это соревнование в силе и наглости. Так что красота беседки может одновременно служить индикатором художественного вкуса (который, в свою очередь, свидетельствует о полноценно развитом мозге) и при этом демонстрировать силу и хорошее здоровье самца - таков эволюционный смысл такого отбора.
Золотистый шалашник Prionodura newtoniana декорирует свадебную постройку лишайником
|
Шалаши, или башни, как их называют на родине в Новой Гвинее, расположены довольно далеко друг от друга, но самцы знают расположение всех построек конкурентов в округе. Один самец может владеть одной и той же беседкой, постоянно заботясь о ее убранстве, долгие годы (до 20 лет), а после смерти владельца его беседка может перейти "по наследству" другому самцу.
|
Желтолобый садовник Amblyornis flavifrons размышляет над композицией
|
Итог раздумий
|
В строительстве много тонкостей и секретов. Сам шалаш - это "трибуна" для самки, зрительское место, откуда она оценивает инсталляцию. Пишут, что опытный самец шалашника выкладывает предметы таким образом, чтобы из шалашика они казались - с учетом перспективы - одинакового размера. Мелкие предметы поближе, крупные - подальше. Почему-то шалашовок это возбуждает. В экспериментах орнитологи меняли местами крупные и мелкие предметы в кучках - вернувшиеся после ухода экспериментатора птицы ругались и восстанавливали порядок, перекладывая вещи обратно.
|
Вид из шалаша. На переднем плане - кусочки слюды.
|
Страсть к искусству заставляет шалашников делать и другие вещи, свойственные человеку и несвойственные большинству животных, например, убивать не для еды или защиты, а исключительно ради красивых охотничьих трофеев - речь о ярких насекомых, которые тоже идут в дело. Или... разводить и селекционировать картофель. Для инсталляций большие шалашники Chlamydera nuchalis используют зрелые плоды австралийского картофеля Solanum ellipticum. Когда зеленые шарики портятся и начинают гнить, шалашник выбрасывает их на свободное место вблизи башни, и очищает окружающее пространство от других растений, при этом заметили, что он выбрасывает красивые плоды близко к своему дворцу, а менее привлекательные - подальше, в результате к следующим сезонам размножения он получает плантацию лучших плодов рядом с будущей инсталляцией, далеко летать не надо.
|
Два вида шалашников красят шалаши специальной пастой, для этого они пережевывают кусочек древесного угля, смешивают его с соком раздавленных ягод – получается своего рода краска, которой покрывабтся прутики башни:
|
С появлением их краях цивилизации эротическая жизнь шалашников расцвела новыми красками:
|
У каждого вида шалашников свои представления об эстетике. Атласным шалашникам Ptilonorhynchus violaceus нравится синий цвет
|
<ольшие серые шалашники Chlamydera nuchalis любят красный, зеленый и белый, но терпеть не могут всё желтое. Особенно им нравятся красные кольца, будь то резинки для волос или колечки от пластиковых бутылок, или просто свренутая проволока в красной изоляции. Чем больше красных колечек в убранстве беседки, тем чаще самки оказываются благосклонны к ее хозяину.
|
Сезон размножения, как правило, длится с октября по январь. С началом сезона свадеб самцы проводят на площадках с шалашами львиную долю своего времени. Каждый поддерживает свою беседку в идеальном порядке. Ни один лишний листочек не должен лежать на площадке перед ним. Все подгнившие, подсохшие, увядшие украшения тщательно заменяются.
|
Когда композиция окончательно готова, самец поет призывную песню, приглашая самок полюбоваться. Если самке не понравится арт-объект, она улетит. Если же произведение успешно, самка заходит в шалашик, а самец прыгает по площадке, вертясь и приседая, хватая то один, то другой предмет и демонстрируя его самке.
Малый атласный шалашник Ptilonorhynchus violaceus minorпоказывает подруге красивую цикаду
|
А вот конструкция желтолобого шалашника не имеет внутренней камеры, кавалер старается заинтриговать даму, пряча особенно красивую ягоду на противоположной от нее стороне башенки:
|
После спаривания самка отправляется вить гнездо, а самец продолжает приманивать других самок своими богатствами, и так – весь брачный сезон, несколько месяцев, до декабря. В этом месяце самцы собираются в стайки, но и тогда продолжают время от времени навещать свои домики и наводить в них порядок.
|
Полная версия правил