Закрыть
|← Старое Новое →|

Сумеет ли Россия протрезветь?

Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатства, как пьянство.
Ф.Бэкон

Издревле на Руси пьянство считалось позорным делом. Об этом рассказывалось в материале, присланном в редакцию нашим читателем из Краснодара Сергеем Близниченко («Красная звезда», 14 января с.г.). Сегодня мы публикуем окончание этого материала.
СИТУАЦИЯ с употреблением алкоголя начала негативно меняться в Московии с 1552 года, когда Иваном Грозным в России был открыт сначала «царев кабак» для опричников, а потом и «для всего люди». Народ стали спаивать и вином, и 40-градусной водкой. В 1613 году при царе Михаиле Федоровиче в Астрахани был заложен сад «для двора государева». Привезенные из-за границы виноградные саженцы хорошо прижились на благодатной почве. Уже в 1656 - 1657 годах к царскому столу подавались партии отечественного вина.
«В 1720 году Петр I указывал астраханскому губернатору на необходимость разводить виноград, а на Тереке «помимо персидских сортов винограда приступить к разведению венгерских и рейнских форм и послать туда виноградных мастеров». Спустя несколько лет при посещении Парижа российский император передал с гордостью французам несколько бочек отечественного вина.
«Екатерина II открыла на Руси такое количество кабаков, что треть всех поступлений в государственную казну была за счет прибыли от продажи алкоголя. На вопрос княгини Дашковой: «Ваше величество, зачем вы спаиваете русский народ?» - Екатерина II цинично заявила: «Пьяным народом править легче».
А какая экономическая выгода! На производство алкоголя и табака необходимы минимальные финансовые затраты, а прибыли – баснословные. Спивается народ? Да и черт с ним. Он же чужой, народ-то, «не европейский».
А что же сам-то народ? Быстро ли он стал стадом? Оказывается, нет. Боролся долго. Первая волна антиалкогольных бунтов прошла в 1858 - 1860 годах. Н.А. Добролюбов писал: «Сотни тысяч народа в каких-нибудь 5 - 6 месяцев без всяких предварительных возбуждений и прокламаций в разных концах обширного царства отказались от водки». Народ не только отказывался от водки, но и громил шинки торговцев сивушной отравой. Только за один 1858 год за бойкот алкоголя и разгром шинков наказанию подверглись более 110 тыс. крестьян.

Вторая волна трезвеннического движения прокатилась по России в 1885 году. Начали создаваться первые общества трезвости. Одно из них называлось «Согласие против пьянства». Им руководил Лев Толстой, из-под пера которого выходят такие работы: «Пора опомниться», «Для чего люди одурманиваются?», «Богу или Мамоне?», «К молодым людям». В мае 1885 года царское правительство под давлением общественного мнения вынуждено было издать закон «О предоставлении сельским обществам права закрывать в пределах своих территорий кабаки». Этим правом незамедлительно воспользовались десятки тысяч сельских общин.
ОДНАКО в первое десятилетие XX века ситуация ухудшилась. Вот что писал в 1912 году И.А. Родионов в статье «Неужели гибель» по поводу финансовой политики царского правительства, использующего алкоголь как одну из важнейших статей дохода: «Разве возможно в государстве в век расцвета либерализма и гуманитарных идей сделать всевыносящей осью государственной финансовой политики народное пьянство — отвратительнейший порок, разоряющий, развращающий и в буквальном смысле убивающий русский народ.
Мало того, что этот ужас допущен, за него, за этот исторический грех, равного которому не записано на скрижалях истории, правительство держится, как за самый надежный якорь спасения. Великая страна, точно одержимая легионами дьяволов, бьется в судорогах бешеных, и вся деревенская жизнь обратилась в один сплошной пьяный кровавый кошмар, а правительство, как припертый к стене нечистый игрок, заявляет перед народными представителями, что у него нет достаточных данных, точно устанавливающих чрезмерное потребление народом водки, оно не находит, что народ через кабак разоряется и спивается».
Третья волна трезвеннического движения в России начинается с 1912 года. Наши соотечественники били тревогу при потреблении абсолютного спирта на душу населения 3 литра в год (сейчас эта цифра балансирует на отметке около 19 литров).
В 1916 году Государственная дума рассматривала вопрос «Об установлении трезвости в Российской империи на веки вечные». Но тут подоспела Советская власть. Сначала Совнарком запретил производство алкоголя для собственной же безопасности. Но, окрепнув, новая власть в 1924 году по инициативе Бухарина (обратим внимание на фамилию) приняла решение «О введении водочной монополии». Водку тогда разрешалось пить в цехах в рабочее время, на рабочем месте. Более того, на заводах содержался дополнительный штат рабочих для подмены упившихся. До 3 дней в месяц разрешалось прогуливать во время запоев. Результаты не замедлили сказаться. Начались тотальное производство брака, невыполнение планов, прогулы, разложение трудовых коллективов. Только в одном 1927 году в пьяных драках погибли и получили тяжелые увечья более 500 тысяч человек. Народ не мог терпеть более.
Четвертая волна трезвеннического движения прокатилась по стране начиная с 1928 года. В это время было создано «Общество борьбы с алкоголизмом», учрежден журнал «Трезвость и культура» и многое другое. Страна начала возвращаться к нормальной жизни. Власти в 1929 году приняли серьезные противоалкогольные законы. Школьники устраивали антиалкогольные митинги и демонстрации. Они пикетировали в дни зарплаты проходные фабрик и заводов с плакатами: «Папа, принеси получку домой!», «Долой полку винную, даешь полку книжную!», «Мы требуем трезвых отцов!»
Это принесло ощутимый эффект. Государство снизило производство алкогольных напитков. Стали закрываться точки торговли спиртным. Со страниц «Известий» М.Г. Кржижановский заявил даже о том, что во второй пятилетке предлагается вообще не планировать производство алкогольных изделий.
ОЧЕРЕДНАЯ попытка народа сбросить с себя алкогольное ярмо закончилась, однако, к 1933 году упразднением «Общества борьбы с алкоголизмом», закрытием журнала «Трезвость и культура», позиция которых на страницах центральной печати была названа «узкотрезвеннической, не соответствующей своеобразию текущего момента». Организаторы и активисты антиалкогольного движения были репрессированы и отправлены за решетку. К началу Великой Отечественной войны пили около четырех литров абсолютного спирта на душу населения в год.
При Никите Хрущеве стали строить коммунизм, все сильней пьянея с каждым годом. В 1980 году было продано населению алкогольных изделий в 7,8 раза больше, чем в 1940 году. И это при том, что население увеличилось всего лишь в 1,36 раза.
Пятая попытка установления трезвости в России при Горбачеве была потоплена 19 литрами потребления абсолютного спирта на душу населения, умышленно вредительским уничтожением в сельскохозяйственных районах лучших виноградных плантаций. Вместо того чтобы продавать населению отборный виноград, его хищнически вырубали, провоцируя негативные общественные настроения. Да и кого было отрезвлять, если народ в период «застоя» уже впал в состояние стада, из которого он так и не вышел.

http://voffka.com/archives/2006/02/ 02/024278.html#more
 Голосов: 41 Просм.: 7859 Комментариев: 69
Категория:   Разное
Автор:  DimaT22 марта´06 21:37
 Вернуться наверх
Комментариев (67)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 350 символов
Если вы не видите картинку с контрольными символами, это означает, что в вашем браузере отключена поддержка графики. Включите ее и перегрузите страницу.
Отсортировать по дате Вверх
Лёля  (аноним)  23.03.2006, 15:01
Оценка:  0
Лёля
Особенно впечетляет конец! Что они в России до сих пор так и не поняли,что их всех считают за стадо! В Украине 1,5 года назад поняли, но не все!
УголЙок    22.06.2006, 13:51
Оценка:  0
УголЙок
Блин, все козлы. Вали в Крым психовать.
G-MAN!    22.06.2006, 14:01
Оценка:  0
G-MAN!
Лёля и Не Лёля, вы оба не правы!

Спаивали всех нас, и россиян, и украинцев. Спаивала власть, который это было выгодно, и до сих пор спаивает.

Лёля, нас до сих пор всех считают за стадо, если ты не понял!!! Посмотри трансляцию из Верховной Рады или вспомни предвыборную компанию и открой глаза!

Не Лёля, нет оранжевых и не-оранжевых ублюдков. Есть только ублюдки при власти, ублюдки не при власти, но которые рвутся к власти, и народ, который беспробудно спит. А проснется ли, неизвестно!
Не Лёля  (аноним)  22.06.2006, 14:06
Оценка:  0
Не Лёля
Лёля/.Ugolec ./advan -Три оранжевых лося (в хорошом смысле )
1  (аноним)  22.06.2006, 14:14
Оценка:  0
1
G-MAN!
Полностью с Тобой солидарен!!!
darklin  (аноним)  22.06.2006, 14:42
Оценка:  0
darklin
каждый сам решает ПИТЬ ему или НЕТ! и эти общества антиалкогольные - христианские секты типа "Посольства Божье". Пусть каждый человек решает за себя. Ибо это и есть демократия.
Даша  (аноним)  22.06.2006, 15:00
Оценка:  0
Даша
to darklin: Вот и решай себе на здоровье! А эти антиалкогольные общества пусть существуют, потому что я по личному опыту знаю, как хорошо, когда твои родные перестают пить спиртное! Мои родители воспитывались при совдепе, и когда грянул дефолт, все начали топить свои проблемы и горе в бутылке... это был просто АД какой-то!!! Каждый день они "нажирались" этой долбаной водки, устраивали дома "разборки по понятиям", дрались до первой крови, а в конце згоняли свою злость на нас (детях)...
Даша  (аноним)  22.06.2006, 15:04
Оценка:  0
Даша
Когда ты сам пьешь, то тебе кажеться что все нормально, но задумайся каково твоим близким! Мы были еще маленькими тогда и было очень страшно оставаться дома с ними.. даже сейчас когда вспоминаю, аж мурашки по коже пробегают... а в конце 1994 года, родители начали ходить в эту церковь и теперь не пьют. С тех пор в доме жизнь наладилась и в нашей жизни наступил мир.
Даша  (аноним)  22.06.2006, 15:06
Оценка:  0
Даша
И как бы там ни было, как бы люди не называли "Посольство Божье", если люди приходя в эту церковь перестают пить, избивать своих родных, колоться и исцеляються от онкоболезней - я считаю там есть Бог!
Даша  (аноним)  22.06.2006, 15:11
Оценка:  0
Даша
И по большому счету, мне лично пофигу, как люди будут думать обо мне или о моей церкви. Главное, что обо мне будет думать Бог. Ведь рано или поздно мы все пред Ним предстанем. Но вопрос, где вы потом будете проводить свою ВЕЧНОСТЬ...
P.S.: "Кто постыдиться Бога на земле, того постыдиться Бог на небе!" Библия
Реклама
Мы в соцсетях
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь